Античная архитектура Кипра (путешествуем в Саламин)

Мраморные колонны Саламиса (Кипр)

В мире осталось совсем немного мест, которые ярко и информативно могут рассказать нам о древнем прошлом человечества. Эти памятники древней жизни не только хранят информацию о событиях. Они ценны тем, что помогают понять нам самих себя через понимание мотивов и предпосылок деяний наших предков. Они также могут научить современного человека и даже дать ему творческое вдохновение (достаточно вспомнить как эволюционировали искусства перейдя их эпохи Темного Средневековья через возрождение к эпохе Нового мира).

wink Статья довольно большая. Если это останавливает Вас от её прочтения, можете просто посмотреть видео. В нём то же самое:

Лекскурсии по Кипру: Саламин: особенности античной архитектурыЛекскурсии по Кипру: Саламин: особенности античной архитектуры

Саламин — могучий полис античного периода

Саламин (Саламис) – самый большой и укрепленный полис Кипра эллинистического периода. В течении 1,5 тысяч лет Саламин был центром политической и экономической жизни острова, в начале нашей эры население полиса достигло 200 тысяч человек. В настоящее время это один из самых впечатляющих археологических памятников мира, открытых в ходе работ археологов и реконструкторов в 1952-1974 годах. Он расположен в 6 км от Фамагусты, на территории Турецкой Республики Северного Кипра.

1. История Саламина

В некотором роде все существовавшие города-государства (полисы) древнего Кипра окружены античной метафорой. Они как бы существуют в современном сознании жителей острова где-то на границе исторических фактов и мифов, вымыслов. Согласно мифам эллинской эпохи полис Саламин (на острове Кипр) был основан по окончании Троянской войны одним из греческих героев —  лучником Тевкром, сыном царя греческого острова Саламин.

Альтернативная версия этих событий — околонаучная гипотеза о том, что легенда имеет отношение к заселению Кипра «народами моря», включая представителей ахейских племен. Исследователи утверждают, что в период Троянской войны на берегу Фамагусты существовал торговый порт греков-ахейцев, а в 1100 году до н.э. началось массовое вторжение ахейцев на Кипр. В этот момент, возможно, и произошло основание ахейцами полиса Саламин.

История Саламина богата событиями, учитывая, что этот полис всегда был доминирующим среди остальных и определял внутреннюю и внешнюю политику острова. Его армия участвовала в Ионических восстаниях (противостояние эллинистических племен и Персидской империи). Полис переходил в зону влияния Египта, а затем Рима. Саламин активно осваивался иудейской общиной из Палестины, которая затем практически разрушила город. Саламин стал центром становления Христианства на Кипре, а затем как и весь остров перешёл под власть Восточного Рима (Византии). Подробнее об истории Саламина Вы можете узнать в статье об Археологическом парке Саламин.

Сегодня мы поговорим с Вами об истории, немного об архитектуре и немного о культурных явлениях раннего и среднего античного периода. Если быть точнее, путешествовать изучая архитектуру мы с Вами будем по шкале истории от раннего эллинизма примерно с 10 века до н.э. и до середины Византийского периода примерно до 8-10 века н.э. (это уже эпоха раннего Средневековья).

В археопарке Саламин, пожалуй, как нигде ещё на Кипре можно глубоко проникнуть в этот исторический срез. Местами здесь даже чувствуется атмосфера того времени. Вероятно это происходит потому, что Саламин в его восстановленном состоянии действительно сохранил форму города. А город этот в своё время был величественный.

2. Археологический музей Саламина

Археологические работы в Саламине были начаты ещё в XIX веке, а главные археологические объекты открыты в 1952-1974 годах. Крупномасштабные работы были прекращены после событий 1974 года. Можно предположить, что земли Саламина таят еще немало секретов. Сегодня древний Саламин – самый впечатляющий археологический музей Кипра под открытым небом. Территория археопарка огромна, а вход в него расположен в районе реконструированной части города, там где концентрация городских объектов высокая. Поэтому редкий посетитель отправится в дальнюю часть парка. Обход всего парка занимает у меня примерно 4 часа (это примерно 4,5 километров).

Сразу можно уточнить вот какой момент. Археопарк это в первую очередь музей, который состоит из экспонатов разных эпох с разной степенью восстановленности. Вы не сможете сложить у себя понимание как выглядел город в эллинистический или римский период. Строения невозможно точно датировать, т. к. порой продолжительность существования (с перестройками) отдельно взятого здания может составлять несколько веков, а приходящие на смену старым новые архитектурные стили и технологи как правило еще долго со старыми соседствуют либо вообще строятся на фундаментах старых построек. Ну и, конечно, делайте скидку на антропогенный фактор (разрушения в ходе войн, перепланировка и перестройка, вандализм и пр.) и на природный фактор (эрозии, сейсмическая активность и пр.).

Археологический парк Саламин (Кипр). @KiprGuru

В Саламине у вас есть возможность увидеть различные архитектурные эпохи:

Во-первых, архитектуру балочно-стоечную. Она относится к эллинистическому периоду. И, в принципе, то, как строили древние греки, не отличалось от того, как были построены мегалиты на территории Европы за тысячелетия до этого. Технологии строительства те же, но художественное оформление выполнялось на совсем другом уровне. То, что привнесли в архитектуру греки — 2 её качества: тектоника и антропоморфизм. Тектоника устанавливает правила возведения многоуровневых построек (массивные и более прочные — в основании, а более легкие — уровнем выше), а Антропоморфизм представляет собой перенос пропорций человеческого тела в архитектурные элементы (например, посмотрите на устройство колонн). Эти два принципа определяют свойство и нашей современной архитектуры. Греки всегда строили строго по системе, своего рода строительному стандарту. Такой стандарт имеет название — «ордер». Распространены были 3 вида ордера: Дорический, Ионический и Коринфский.

Каждый ордер представляет собой гармонию опор (колонны) с антаблементом (покоящиеся на колоннах конструкции). Как я уже писал, Антропоморфизм выражается в переносе в архитектуру природных пропорций человека и его анатомических особенностей (например, сходство строения колонны со строением тела человека). Тектоника же представляет собой гармоничную закономерность расположения частей зданий. Эти принципы перейдут и в римскую архитектуру.

Источник изображения: wikipedia.org

Сохранившиеся ордерные структуры в Саламине. @KiprGuru

Во-вторых, поскольку Саламин это город развитой римской архитектуры, мы увидим здесь множество сводчатых строений. До того, как человечество стало активно использовать самонесущие конструкции, римлянами был изобретен бетон (римская бетонная революция), и они стали активно использовать в строительстве именно арочные конструкции. Арки существовали много раньше, но именно римляне создали технологическую возможность активно строить арочные сооружения. Причиной тому — разработанный состав связующих смесей. Можно было строить быстро и много благодаря нехитрой технологии: возводились тонкие опалубки, пространство внутри которых засыпалось камнями и заливалось раствором.

Если для постройки балочно-стоечных конструкций греки были вынуждены соблюдать высокую точность изготовления и позиционирования конструкций, то по римской технологии требовался лишь изначальный точный инженерный расчет, а всю последующую работу могли производить низкоквалифицированные работники, например, военнопленные или солдаты. И тех, и других в Римской империи было предостаточно, поэтому строили римляне много и очень быстро: многокилометровые дороги и акведуки, термы, театры, стадионы и пр. В Саламине и сегодня можно исследовать объекты арочной архитектуры: арочные своды и капеллы терм, арочные аркбутаны.

Источник изображения: wikipedia.org

Сохранившиеся арочные структуры в Саламине. @KiprGuru

3. Архитектурные объекты Саламина

Гимнасиум и термы Саламина

Колонны гимнасиума (гимнасия) — это первое, что Вы замечаете подъезжая к Саламину. Первое здание гимнасиума, построенное ещё в эллинистический период, было разрушено. По сути гинасиум представлял собой место обучения людей физической культуре (древний аналог современных спортивных комплексов).

В I веке при императоре Августе на месте гимнасиума было построено новое здание с большим портиком, колоннадой и окруженной каменными колоннами палестрой (гимнастической площадкой). Функциональность этого сооружения изменилась, к гимнасиуму был пристроен комплекс терм. По образу огромных римских комплексов терм в Саламине создали их маленькую копию. Комплекс терм заимствовал объекты гинасиума, поскольку большие римские термы также имели просторные палестры и открытые территории (в том числе для физических активностей).

Очевидно, в центре палестры находилась статуя императора Августа – сегодня о ней напоминает ступенчатый подиум из серого мрамора. При восстановлении города после землетрясения, каменные колонны заменялись на мраморные. Мраморная колоннада бывшего гимнасиума – сегодня одна из «открыточных» фотографий Кипра. Термы представляют грандиозное сооружение, принимая во внимание дату их строительства и размер города. Помимо палестры видны остатки двух портиков: южного и восточного.

Термы в Саламине (Кипр). @KiprGuru

Если Вы соберетесь посетить археологический парк Саламин, попробуйте сопоставить размеры огромного по меркам Кипра комплекса терм главного полиса с действовавшим в то время римским стандартом. Сделать это не просто, если Вы не бывали в римских термах Каракаллы или Максенция. Но попробуйте хотя бы представить себе эту разницу в масштабах. На иллюстрации ниже — комплекс терм Каракаллы. Это поистине масштабное сообужение, город внутри города. Культура терм была перенесена римской администрацияей на Кипр, но масштабы здесь совсем не римские. Тем не менее, это был, пожалуй крупнейший коплекс терм на Кипре.

Термы Диоклетиана в Риме (реконструкция). Источник: pinterest.com

В Саламине здание терм разделяется на Caldarium (горячая влажная парильня с бессейном), Tepidarium (теплая парильня с бассейном), Sudatorium (сухая теплая парильня), Frigidarium (парильня без подогрева воды), Natatio (неподогреваемые плавательные бассейны, их два). Благодаря рухнувшим перекрытиям полов, сегодня мы можем увидеть в разрезе устройство полов, работающих на горячем воздухе. Бани были украшены мраморными статуями богов и героев – археологи-реконструкторы выставили на постаменты для обзора их копии.

Термы Каракаллы в Риме (схема устройства). Источник: pinterest.com

Вода в термы подводилась акведуком длиной около 60 км. Незначительные остатки акведука сохранились за пределами археологического парка, к северу от монастыря апостола Варнавы. Вообще, конечно, водой снабжались не только термы. Водоснабжение — неотъемлемый элемент города. Поставляемой по акведуку водой питались и жилые районы, и термы, и городские фонтаны.

Устройство римского акведука. Источник: wikipedia.org

Театр Саламина

Античный театр, также построенный при императоре Августе, когда-то был крупнейшим театром восточного Средиземноморья: он вмещал до 15 тысяч зрителей и имел 50 зрительских рядов.

Сегодня театр – единственное воссозданное здание Саламина, он был восстановлен в 1950-х годах силами шведской экспедиции (воссоздан не полностью). Диаметр орхестры («арены», где выступали музыканты, ораторы и певцы) составлял 27 метров, с одной стороны орхестры стояла статуя императора Коммода, с другой – императоров Константина и Максенция (уцелели постаменты с надписями). В центре схены («сцены», где выступали актеры) располагался алтарь бога Диониса. Она возвышалась на 2 метра над орхестрой, в длину достигала 40 метров, и была богато украшена колоннами и статуями. В IV веке театр был заброшен и закрыт, некоторые колонны и статуи использовались при перестройке гимнасиума. Театрон (зрительские ряды) восстановлен не полностью.

Без глобальной перестройки этого сооружения его полное восстановление было невозможно. Таким образом, мы можем только с помощью воображения мысленно достроить его до первоначальных размеров. Судя по остаткам внешних опор, он должен быть примерно в 2,5 раза шире и выше. Судя по его предполагаемой вместительности он не уступал размерами самым крупным из известных ныне античных театров.

Театр Саламина (Кипр). @KiprGuru

Без глобальной перестройки этого сооружения его полное восстановление было невозможно. Таким образом, мы можем только с помощью воображения мысленно достроить его до первоначальных размеров. Судя по остаткам внешних опор, он должен быть примерно в 2,5 раза шире и выше. Судя по его предполагаемой вместительности он не уступал размерами самым крупным из известных ныне театров. Здесь тоже будет интетесно сопоставить размеры театра Саламина с известными крупнейшими из сохранившихся античных театров. Для того чтобы представить себе размеры полного садаминского театра можно взглянуть на несколько довольно хорошо сохранившихся до наших дней театров мировой известности:

Театр в Сиде (вместительность около 17000 человек) в Турции. Источник: pinterest.com

Театр в Эпидавре (вместительность около 15000 человек) в Греции. Источник: wikipedia.org

От здания театра совсем недалеко до большого жилого района. Здесь неплохо сохранились фрагменты нескольких улиц и переулков.
Нам будет необходима главная улица, ведущая к центральной площади, а затем разделяющаяся на несколько важных для города направлений. Мы пойдем по направлению в порту Саламина.

Базилика Кампанопетра

Кампанопетра – базилика IV века, трёхнефное здание, построенное практически на самом берегу. Восстановлено это здание лишь частично. В нескольких сотнях метров от базилики видны руины древнего порта и почти полностью размытый молл.

Базилика Кампанопетра (Кипр). @KiprGuru

Вообще базиликам необходимо посвятить отдельную статью. Остатки этих строений встречаются довольно часто, но этот древний термин уже сильно осовременен. Обратите внимание вот на что: в наши дни термин базилика употребляется в значении здания культового предназначения. Есть базилики католические и ортодоксальные, это храмы. Но изначально базилики храмами не являлись. До легализации и укреплении христианской церкви в Риме базилики являлись сооружениями, аналогов которым в современном мире нет. Базилик являла собой одновременно и крытый рынок, и место для административных мероприятий, и здание арбитражного суда, и место деловых встреч. Базилики строили на брольших площадях города. Впоследствии базилики становятся ближайшим предком современных церквей. С начала IV века н.э. Эти сооружения начинают передаваться в пользование и распоряжение Христианской церкви, которая фактически становится властным институтом при римской администрации.

Продолжаем сопоставлять архитектурное наследие Саламина с известными находками мирового уровня. Ниже я представляю фотографию великой базилики Септима Севера, находящуюся в Ливии:

Базилика Септимия Севера (Ливия). Источник: wikipedia.org. Автор: SaschaCoachman. CC Attribution-ShareAlike

Храм Зевса

Храм Зевса – древнейшее культовое сооружение в археопарке. Он состоял из прямоугольной внутренней части и большого портика. Здесь не только проводилось служение. Это мето выполняло и мирскую прикладную функцию. Например, в храме купцы приносили в жертву животных или давали клятвы в присутствии свидетелей. Всё, что сегодня напоминает о храме – фундамент наоса со ступенями и множество крупных обломков. При раскопках была найдена надпись в честь жены императора Августа, что позволяет датировать одну из эпох в череде перетроек храма.

Есть предположение, что храм Зевса несколько раз перестраивался, а первое его здание относится к 8 веку до н.э. 8 век до н.э. — начало каменных греческих храмов, до этого мы их просто не увидим, т.к. до того периода греки строили храмы из кирпича-сырца и обводили их деревянными колоннами. Самый древний из храмов, чьи руины сохранились до наших дней, с уже каменными колоннами можно увидеть в греции. Это храм Геры в Олимпии:

Храм Зевса в Саламине (Кипр). @KiprGuru

Есть предположение, что храм Зевса несколько раз перестраивался, а первое его здание относится к 8 веку до н.э. 8 век до н.э. — начало каменных греческих храмов, до этого мы их просто не увидим, т.к. до того периода греки строили храмы из кирпича-сырца и обводили их деревянными колоннами. Самый древний из храмов, чьи руины сохранились до наших дней, с уже каменными колоннами можно увидеть в греции. Это храм Геры в Олимпии:

Храм Геры в Олимпии. Источник: wikipedia.org

Храм зевса по всей видимости по своему архитектурному устройству был периптером: здание храма (наос) было окружено 1 рядом колонн, перекрытых сверху. Что такое периптер?

Поскольку мой рассказ носит образовательный характер, имеет смысл рассказать и о распространенных типах планировки античных храмов ордерного устройства. Известны следующие типы греческих храмов:

Планы античных греческих храмов. Источник: wikipedia.org

Агора

Агора – длинный крытый рынок древнего Саламина. На довольно большой территории археопарка можно увидель разложенные реконструкторами облоикт храмового комплекса: можно увидеть барабаны колонн (высота колон составляла около 9 метров) и остатки капителей. За колоннадой располагались торговые лавки. Кроме обычной рыночной торговли, тут велась крупная оптовая торговля, оглашались приказы администрации города, процветало ростовщичество, и даже торговля рабами. Агора была одним из красивейших мест города – это был грандиозный комплекс с мраморными колоннами, статуями богов и героев, аркадами и портиками. Парадный вход на агору был образован 5 арками, позднее эти арки укрепляли стену огромной цистерны для хранения воды. Вода в цистерну подавалась по акведуку. К сожалению, серьезные реконструкционные работы в этом месте ещё не произведены, но, поскольку у этого места большой потенциал, не исключено, что и эта часть археопарка в будущем будет хоть частично реконструирована.

Агора в Саламине (Кипр). @KiprGuru

Церковь Св. Епифания

Церковь святого Епифания была построена в IV веке, между форумом и Агорой. У южной апсиды находится пустая гробница, предположительно здесь был захоронен святой Епифаний. В результате арабских набегов церковь была разрушена, позднее на её месте построили церковь меньшего размера.

Церковь Св. Епифания в Саламине (Кипр). @KiprGuru

Некрополь

Некрополь – царские гробницы VII-VI веков до н.э. и более сотни захоронений знати VII-IV веков, находились за пределами города.

Здесь находится тюрьма святой Екатерины – гробница VIII века до н.э., используемая во время гонений на первых христиан как темница. В память о святой мученице Екатерине, заточённой в эту темницу, а затем казнённой за свою преданность Христу, в VII веке здесь была надстроена часовня.

На некоторых захоронениях есть имена, а некоторые пронумерованы. Например, захоронения 47 и 49 интересны тем, что здесь видны скелеты замурованных лошадей, видимо, захороненных вместе с хозяином. При раскопках были найдены украшения, конская упряжь, богатая одежда, посуда, даже фрагменты колесниц – многие экспонаты выставлены в Национальном музее Кипра в Никосии.

В настоящее время на территории некрополя работает небольшой музей.

Горбница некрополя в Саламине (Кипр). @KiprGuru

В данной статье рассмотрены не все объекты саламинского археопарка. Я лишь хотел вкратце познакомить Вас с его объектами, а, главное, сделать для Вас посещение этих мест понятнее и показать как глубоко может быть прочтение древнего архитектурного наследия. В следующих статьях я покажу Вам архитектуру не менее интересных древних городов Кипра. Также запланирован цикл статей о древней истории и средних веках Кипра.

Если Вы когда-нибудь окажетесь на Кипре, не упустите возможность побывать в древнем городе Саламин!
Кстати, побывать здесь можно на отличных экскурсиях: Фамагуста и Саламин и Северный Кипр. Часть 2. Если Вы любите путешествия и научно-популярную тематику, подписывайтесь на мой Youtube-канал.

Рубрики

Вина Кипра (история создания)

Вина Кипра (история создания)

Кипрское виноделие сейчас находится в той фазе, когда активно развивающаяся на острове культура употребления вина устанавливает гораздо более высокие стандарты качества вин, нежели существовавшие на острове десятилетие назад.

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *